Tnary

«Ловушка» («The man trap»)

Эпизод 1*01


Раздел 2. Отчет с научной станции


Одной из основных целей данной серии является познакомить зрителя с основными героями сериала. Возможно, частично в угоду этому намерению была облегчена смысловая нагрузка эпизода, чтобы высвободить время для сцен с персонажами (некоторые из них не были необходимы для раскрытия тематики серии, но нужны для развития действующих лиц). Именно взаимодействием персонажей примечательна эта серия.

1. Доктор Леонард Маккой (Боунс) (в исполнении ДеФореста Келли)

Начнем, пожалуй, с Боунса. Это редкая серия (назовем ее «маккое-центричная»), которая делает его основным героем, вокруг которого строится сюжет. Боунс - вообще один из ключевых персонажей. В антропологическом разрезе «Звездного пути» он будет представлять сердце и вместе с ним чувства, эмоции; будет олицетворением совести, сострадания, милосердия, и для этого – как нельзя точно – его наделяют профессией целителя.



Голубоглазый, темноволосый человек среднего возраста (без сомнений, старше капитана и, кажется с меньшей разницей, но старше и старпома). Не сказать, что он исключительно красив, но симпатичен и обаятелен – безусловно. Униформа: синяя форменка (под низ носит черную футболку) с эмблемой научного отдела и золотыми офицерскими нашивками на рукавах – нижняя сплошная и верхняя прерывистая лента (что позднее соотнесут со званием лейтенант-коммандера). Таков внешний облик доктора Леонарда Маккоя, судового хирурга (как представит его капитан в дневнике) на борту «Энтерпрайз».

Табличка на двери его личной каюты: «Leonard McCoy, M.O. [то бишь Medical Officer], 3F 127».

Из биографии Боунса мы узнаем, что 10 лет назад он встречался с Нэнси (которой тогда было 25 лет и которая потом вышла замуж за археолога Крэйтора), что тогда она дала ему прозвище «Слива» (которое никак не комментируется в серии). Да, в-общем-то и всё, немного подробностей, но для первой серии уже кое-что.

Выделим несколько моментов, в которых активно действует доктор Маккой, особенно во взаимодействии с капитаном Кирком, объясняющих зрителю характер их взаимоотношений:

Маккой и Маккой – Кирк



1. Участие в десанте на М-113 с целью проведения медицинского обследования археолога Крейтора и его жены.




Совершенно очевидно, что капитан и доктор большие друзья. Все свидетельствует об этом: и тональность их отношений, и неформальное общение. Доктор всегда зовет капитана просто по имени «Джим», Кирк обращается к другу по прозвищу, видимо, данному им самим, - «Боунс» (Bones). В русском переводе смысл теряется, но в английском варианте слово имеет буквальный перевод («кости»), возможно, намекая на особенности работы врача (хирурга, в частности). Впрочем, откуда пошло это прозвище в ТОСе так и не объяснят.



Кирк добродушно посмеивается над Маккоем, что тот так спешил вновь увидеться с Нэнси («Вы же сами притащили нас сюда на 10 минут раньше»), шутит, желая развеять волнение друга, подтрунивает над ним, впрочем, вполне безобидно («Приступайте, Слива… эм… доктор Маккой»), понимающе улыбается тому, что доктор видит Нэнси по-прежнему молодой.

Кстати, здесь еще показали одну деталь, важную для характеристики доктора Маккоя - его недоверие к технологиям, нежелание полностью на них полагаться. Осматривая Крэйтора, в какой-то момент он отложил медицинский сканер и взял простую деревянную ложечку, чтобы осмотреть горло:

«Приборы могут почти всё, но я больше верю в здоровые гланды!»

2. Разрешение загадки гибели рядового (две сцены в лазарете).


Эта сцена примечательна тем, что первый и, кажется, последний раз капитан повысил голос на доктора:



Обсуждение того, как действует алколоидный яд, который по первоначальной версии проглотил Дарнелл вместе с растением борджией, вышло жарким.
- Джим, не учите меня! Он не мог его проглотить. Мои приборы определили бы это.
- Так что же его убило? – в недоумении спрашивает у доктора капитан.
- Я вам даже больше скажу: он не должен был умереть. С ним всё в порядке! По результатам анализов он должен был встать и уйти! – Маккой тоже еще не установил причину гибели Дарнелла. – Я проделал все анализы дважды… Может, глаза меня обманывают… - рассуждает Боунс, допуская, что мог что-то упустить или просто не знать, где искать. Эта мысль напоминает ему, что недавно глаза его уже подводили: - Клянусь, Джим, когда я увидел ее в первый раз, она выглядела как 10 лет назад. – И тут Маккой вспомнил объяснение, данное Крейтором, и ухватился за него: - Конечно, в тот момент я смотрел на нее сквозь романтическую дымку…
Но Джим отвечает ему слишком резко для друга:
- Меня не интересует влияние любви на ваше зрение! – Его реакция понятна и оправдана, у него погиб по неизвестной причине член экипажа и, быть может, в опасности находятся остальные. Ему нужно, выяснить, что случилось. Он раздосадован и раздражен тем, что они не знают почему это произошло, чтобы предотвратить повторение этого. Он не сдерживает эмоций, что и выливается в это одергивание друга. - Я потерял человека! И хочу знать причину!
- Да, сэр! – тут же переходит на формальный тон Боунс. Нет, он не обижается. Думается мне, он понял Джима.

Поэтому они помирились так скоро:
- Вы же сказали, что он отравился?
- Я так думал, сэр. – Всё еще придерживаясь официального тона, отвечает доктор. – Еще одна моя ошибка, – здесь Боунс напоминает другу их предыдущий разговор.
Но капитан уже остыл и признает, что погорячился, что сорвал раздражение на докторе:
- Я их не считаю, Боунс, - с улыбкой пошел капитан на мировую. Он первым просит у друга прощение, так как понимает, что в большей мере виноват. - Вы готовы принять мои извинения?
- Не стоит. Я и правда на нее загляделся. Мне следовало думать о работе, - признает и долю своей вины Боунс, показывая, что не держит зла.

3. Финальная сцена, где Триумвират действует вместе.


Солеед нападает на капитана, но он пока еще в образе «Нэнси» и поэтому Маккой не может поверить, что это не она. Застыв, ошеломленный, он в состоянии лишь смотреть на эту сцену. Но тут в каюту влетает Спок, быстро оценивает обстановку, отрывает «Нэнси» от капитана, и пока хлещет ее по щекам, пытается достучаться до сознания Маккоя, до его логики, стараясь убедить, доказать, что это не его бывшая подруга. Но доктор цепляется за свои былые чувства, отчаянно желая, чтобы это все же была его Нэнси, и потому отмахивается от доводов разума Спока. И лишь когда существо сняло маску, открыв свою истинную природу, Боунс осмеливается выстрелить в него.



И вот только сейчас мне подумалось, что его «Господи, прости меня!» относилось не к уничтожению вида даже (в этот момент Боунс еще не мог этого знать, так как, выпив снотворное, проспал и обнаружение, что убивает именно существо, и откровения археолога, что оно последний экземпляр), а к прощанию с Нэнси, возможно, еще к некоторому нелогичному сомнению, что вдруг это всё же Нэнси, и к отнятию жизни вообще, что противоречит его врачебной клятве.

В целом, следует отметить, что образ Боунса, каким мы его будем знать и любить, здесь еще только формируется: хотя, возможно, это и обусловлено сценарием, в этом эпизоде не будет подначек и колкостей в адрес Спока (здесь еще не видно и нет их дружбы, так – притирки друг к другу, поиск актерами путей, как выстраивать взаимоотношения своих персонажей), доктор еще не отличается ворчливостью, колючестью, ершистостью характера.


2. Мистер Спок

Пришелец с планеты Вулкан (ни в одном из пилотов название родной планеты Спока не звучало; а зрители узнали об этом сразу же, в день премьеры). Хоть тут и не называется ни его должность, ни звание, но совершенно очевидно, что старший помощник, раз принял командование в отсутствие капитана.



Внешне он уже стал более похож на свой будущий классический, сформированный образ, но еще есть отличия: на щеках его еще играет румянец (причем красный, что не вяжется с цветом его крови), на веках нанесены синие тени (от такого грима не скоро откажутся, но позднее сделают его не таким приметным). Но в целом Спок уже не так явно улыбается, как в пилотных выпусках, хотя еще порой ведет себя чересчур эмоционально. И он переодел униформу на свою обычную синюю (как в первом пилоте) тунику с эмблемой научного отдела.
Важно, что именно в этой первой серии, которую увидели зрители, даны два значимых диалога Спока с Ухурой, которые не обусловлены сюжетом, но сразу же обрисовывают основные черты личности Спока: его безэмоциональность (точнее, тщательное сдерживание любых проявлений эмоций и чувств), невозмутимость, бесстрастность, его приверженность логики, его закрытый характер, да и вообще его происхождение. Кроме того, нас знакомят здесь и с Ухурой, ее должностью на корабле, ее характером. И надо сказать, она здесь бесподобна!
- Мисс Ухура, в последней записи вы допустили ошибку в графе частот, - просто констатировал факт Спок, делая вполне обычное, рабочее замечания.
- Мистер Спок, - подхватывая тон старпома, начинает Ухура, - если я еще раз услышу слово «частота», я заплачу. – Естественно, она шутит, дразнит Спока, чтобы добиться от него эмоциональной реакции.
- Заплачете? – недоуменно переспрашивает Спок, явно сбитый с толку.
- Я просто пыталась поддержать разговор.
- Поскольку отвращение связистов (вот она, профессия Ухуры) к слову «частота» представляется нелогичным, мне нечего сказать. – Это первый диалог, первый случай, когда зрителю рассказывают об исключительной логичности Спока.



- Нет, есть. Я нелогичная женщина, которая уже начинает чувствовать себя частью пульта связи. Почему бы вам не сделать мне комплимент? Или не спросить, была ли я влюблена? – Вот точно не так Спок представлял себе, что значит «просто поддержать разговор». – Или расскажите мне, как выглядит планета Вулкан в лунные ночи…
Поскольку Споку совершенно чуждо понятие флирта, он пропускает все вопросы, кроме того, на который может ответить:
- У Вулкана нет луны, мисс Ухура.
- Я не удивлена, мистер Спок. – Боюсь, вулканец не понял смысл этой последней ремарки, как и то, зачем вообще Ухура спрашивает про луну.


Еще одним показательным диалогом, раскрывающим образ Спока с новой стороны, является последовавший за первым второй разговор с Ухурой. Он представляет Спока как невозмутимого, тщательно скрывающего свои эмоции, и кроме того, еще обрисует характер его межличностных отношений с капитаном.
Когда Скотти по внутренней связи доложил о том, что десант возвращается, но один из них погиб, Спок отпустил лишь формальное «Вас понял» и продолжал сидеть, не меняя положения, оставаясь внешне спокойным, всё так же глядя прямо перед собой. Но нет – это спокойствие напускное, под ним уже колышется тревога и страх. Зритель может заметить это сразу же: по участившемуся дыханию Спока, слишком пристальному взгляду перед собой.
Но Ухура смотрит на него со спины и не замечает этих небольших изменений:
- Невероятно… - пораженно протягивает она.
- Объясните, - требует Спок, не понимая, к чему относится ее замечание.
- Это вы объясните! – возмущенно восклицает связистка. – Один их них мертв, а вы сидите тут! Это может быть капитан Кирк! Он ваш друг, насколько это возможно. - Вот это «насколько это возможно» тоже весьма примечательно.
- Лейтенант, мое беспокойство ничего не изменит. В транспортаторной достаточно персонала. Если им нужно, они меня позовут.
Спок, конечно, так построил фразу, что прямо обвинить его в наличии эмоций нельзя (потому что ее можно интерпретировать и как «если бы я беспокоился, это бы ничего не изменило»), но можно – и я так и сделаю – понимать его буквально, потому что это очевидно: он беспокоится, и очень (и здесь практически признает это).
Ухура лишь выразительно посмотрела на Спока и даже слов не нашла в ответ.

Собственно, это почти всё, что мы узнали о Споке интересного. А, нет. Еще пара важных подробностей из вулканской анатомии: в крови у него другие соли, да и вообще кровь у него зеленая (это что, ироничное высмеивание пресловутого представления об инопланетянах как о зеленых человечках?).

Ну и всё. Больше Спок особенно нигде не показал себя, кроме финальной сцены, когда он так стремительно влетел в каюту и, увидев, что капитан в опасности, оттащил от него существо, стал зрелищно так лупить его по щекам, доказывая Маккою, что это не его бывшая подруга. И как только сам фазер не выхватил и не пристрелил солееда?.. А кстати, да! Ведь он пытался выхватить у Боунса фазер, но тот крепко в него вцепился, защищая Нэнси.




3. Капитан Кирк

Много говорить о нем не будем, поскольку в этой серии он интересен в основном во взаимодействии с другими персонажами – с Маккоем и Споком по большей части. Капитан оттеняет их характерные черты, но сам по себе в этом эпизоде не блещет.
Пока - для затравки – зрителю показали достаточно: такого героя, каким и должен быть капитан, беспокоящимся о безопасности своего экипажа, переживающего гибель даже рядового члена команды, становящегося требовательным и бескомпромиссным, когда дело касается безопасности его людей, без колебаний принимающего решения.




Кроме этого, можно обратить внимание на его отношения с экипажем: к нему не относятся раболепно, не впадают в ступор при виде снизошедшего до них вышестоящего офицера; к нему относятся с уважением, говорящем о добровольном признании не только его авторитета, но и его заслуг. Видимо, капитан не возносит себя на недосягаемую для простых смертных высоту, но и не панибратствует с рядовыми. Адекватность – вот, пожалуй, хорошее определение его отношению к окружающим. К своим подчиненным он относится не просто как к обслуживающему персоналу, который – что само собой разумеется, делает свою работу, он ценит в них не только профессионализм (без чего их, видимо, не взяли бы на службу на звездолет), но и личность.
Разумеется, у него есть друзья. Спок стал не только его помощником (как было в пилотном выпуске), но и другом, как и доктор (в отличие от предыдущего кирковского начмеда из пилотного выпуска). Это очень важно, что в сюжетную канву сериала ввели это направление. Дружба является важнейшей стороной человеческого общения. И ее присутствии в сюжете сделает отношения между персонажами более человечными, а сам сериал – более душевным, кроме того, она даст богатую почву для разнообразности сюжетов, а также позволит внести юмористическую составляющую.


4. Скотти

В этой серии лично не присутствует, но его голос раздается из интеркома, когда он сообщает мостику из транспортаторной, что десант вернулся после первого спуска на планету.


5. Лейтенант Ухура

Новый персонаж, которого не было в пилотных эпизодах, но один из центральных. Один из основных офицеров мостика «Энтерпрайз». Связистка в звании лейтенанта.



Униформа: красная, с эмблемой оперативной службы (одна золотая нашивка на рукаве). Мисс Ухура представляет зрителю фасон женской формы на звездолете: платьице с короткой – прямо сильно мини – юбкой и широким, немного смещенным влево, v-образным вырезом, отороченным черной лентой + черные колготки и сапоги. Понятно, что такая форма обусловлена требованиями времени, зрителя, телекомпании и т.д., но вот с точки зрения содержания выглядит неубедительно: не поверю, что это удобно для участия в высадках да и вообще для службы на звездолете, который частенько бывает в боевых ситуациях и его кидает из стороны в сторону, а офицеры – без ремней-то безопасности – летают по мостику и палубам. Поэтому порадовала здравым смыслом замена формы в следующих сериалах.

Ухура показала себя в диалогах со Споком, где и его качества подала зрителю, и с собой познакомила, со своим родом деятельности на корабле, со своим веселым нравом, живостью натуры. А как она нашла подход к холодному вулканцу! Ведь он первый помощник, второе лицо на корабле, явно выше ее по званию и должности, но она осмеливается дразнить его разговорами об эмоциях (которые он в себе отрицает), об отношениях с женщинами (о чем он совершенно ничего не знает). И ведь он в принципе спокойно принимает это, не возражая, не делая лейтенанту выговор (например) за неуместные в рабочее время диалоги о луне.

В этой серии Ухура великолепна, а еще она очень симпатична, красива даже.


6. Мистер Сулу

Получил в этот раз чуть больше эфирного времени, чем во втором пилоте. Переодел униформу, сменив синюю научную на командную золотую (с одной золотой нашивкой на рукаве – тоже лейтенант?). Стал одним из основных офицеров мостика, видимо, заняв ставшее вакантным после гибели Ли Келсо место. В «Ловушке» никак не обозначили, какую теперь должность занимает Сулу или в каком отделе работает.



Зато мы узнаем о его увлечении ботаникой. В лаборатории-оранжерее у него целый сад цветов и растений, одному из которых, по-видимому, своему любимому он дал имя Гертруда.

В этой серии представили еще одну необычную (это сейчас мы так ее называем, потому что знаем, что она не найдет продолжение в следующих эпизодах) линию взаимоотношений – мистер Сулу и старшина Дженис Рэнд. Интригующее было начало, жаль, не продлится далее.

К слову, в этой же сцене можно посмотреть, чем питаются на звездолете (вообще в «Ловушке» я заметила много таких разных деталей): Дженис принесла Сулу на обед замаскированные под еду будущего листья салата, напомнившие мне китайскую капусту, и салатик из фруктов, нарезанных красными (арбуз?), оранжевыми (манго?) и зелеными (авокадо?) кубиками (или это были овощи – свекла, морковь и… огурец). Капитан, кстати, на мостике тоже перекусывал этим же салатом цвета светофора.

@темы: повторение пройденного, TOS, разбор полетов